Размышления после семинара и интервью с Марком Дарби

Размышления после семинара и интервью с Марком Дарби

Говорят, всё, что происходит в нашей жизни, происходит вовремя; что случайности – не случайны; что когда мы готовы – приходит понимание. За последний год я не раз имела возможность убедиться в этом. Почему я выделяю именно этот год? Наверное, потому что он принес очень много изменений и осознаний в мою жизнь. И понять глубину этих изменений мне отчасти помогло участие в семинарах Марка и Джоан Дарби, прошедших в мае 2016 и 2017 года. Я поняла, как изменилось мое восприятие себя, мира, окружающих; интенсивная практика и преподавание сделали меня более уверенной, более открытой, более восприимчивой, более…. Наверное, этот список можно продолжать довольно долго.

Как-то так получается, что с течением времени многие уроки йоги превращаются в уроки жизни, практика на коврике – в ежедневную круглосуточную практику. Но порой вдруг понимаешь, что, независимо от этого, тебя увлекает стремительный поток современной жизни, в свою очередь, оказывая влияние на практику. И хорошо, если в этот период происходит нечто такое, что позволяет остановиться, оглянуться вокруг и переосмыслить окружающее пространство. Для меня таким событием стал именно этот семинар. Благодаря Дарби, моя практика замедлилась, я получила возможность вдохнуть глубже и пристальнее вглядеться в то, что происходит внутри меня. И одновременно более осознанно осмотреться и понять и принять то, что происходит в моей жизни, принять те решение, которые давно следовало принять, отпустить то, что следовало отпустить.

Дыхание, концентрация, плавность, замедление, работа с энергией, наблюдение за внутренним состоянием — то важное, о чем мы регулярно забываем… И то, о чем не позволяет забывать Марк Дарби на своих занятиях; то, к чему он раз за разом направляет и возвращает нас, объясняет ли он очередную асану или ее отстройку, рассказывает про банды или точку дан-тянь… И это, мне кажется, делает его одним из немногих преподавателей, которые дают невероятно целостное представление о практике, задают нужный ритм и глубину, позволяют действительно ощутить, что такое легкость и работа с энергией, прочувствовать каждое движение. Интересно то, что мы мало обсуждали философию, но, тем не менее, она как будто присутствовала во всем – и в этом  заключается неповторимость и уникальность стиля Дарби.

На самом деле, в полной мере это можно ощутить, лишь испытав на себе. Но, я надеюсь, в понимании того, каким светлым, глубоким, открытым человеком является Дарби, поможет интервью, которое мне посчастливилось взять у него. Ссылка на видео-интервью с русскими субтитрами – здесь. Для тех, кто предпочитает читать, а не смотреть, — текст интервью в моем переводе:

 

— В первую очередь, Дарби, хочу поблагодарить за это интервью! Думаю, русские йоги будут счастливы увидеть его!

— Это мне в радость!

— Спасибо! И первый вопрос, в нем нет ничего особенного, расскажите, как вы открыли для себя Аштанга йогу?

— Ну, это довольно долгая история, хотя не то, чтобы очень. Я впервые поехал в Индию в 1974 году. И я влюбился в Индию, в основном, потому что она показалась мне очень духовной. Я продолжил путешествие по востоку – проехал через Афгинстан, в конечном итоге оказался в Африке. И когда вернулся в Австралию, откуда я родом, я решил, что обязательно вернусь в Индию, а когда вернусь – обязательно займусь йогой. И я не имел представления о том, что такое йога. Я просто знал, что йога – духовная практика, происходящая из Индии. Я провел год в Австралии, и снова вернулся в Индию 1978 году. Я приехал туда в апреле, к началу горячего сезона, и на тот момент еще не готов был заняться йогой. И я хотел поехать на Гоа. А Гоа был местом развлечений и вечеринок, вечеринок при полной луне – такова была атмосфера на Гоа. И я не думаю, что это соответствовало образу жизни йога (не то чтобы на тот момент я знал, что он собой представляет). Я знал, что если я собираюсь заниматься йогой, я хочу делать это со всей отдачей. Я поехал на Шри-Ланку, где несколько месяцев занимался серфингом. И примерно в октябре-ноябре вернулся в Индию и направился на Гоа. Я проехал через Майсор, где оставил свою сумку, паспорт и большую часть денег. И поехал на Гоа, где встретил Рождество и Новый год. На пути назад я проехал через Гокарну, поскольку это был очень благоприятный город для Шивы, и остался там на праздник Шиваратри.  А после Шиваратри я вернулся в Майсор. И оказавшись там, я сказал, что с Гоа покончено, равно как и с вечеринками, я готов посвятить свою жизнь полноценной практике йоги, и больше не волноваться о вечеринках. И когда приехал за своей сумкой, я встретил йога по имени Клифф Барбер, или как мы позже называли его «Старина Клифф», ему было 48 лет. И он предложил мне встретиться с его учителем. Я согласился. И этим учителем оказался Паттабхи Джойс. И он сказал: «Хорошо, садись и наблюдай за занятием». И я смотрел, как люди выполняю серию, и думал, ок, я тоже так смогу. Я поговорил с ним после занятия и сказал, что хочу заниматься этим. Спросил, сколько стоит, и он ответил – 100 долларов. Я сказал, что это слишком много, слишком! Как насчет 75? Но он сказал – нет, 100 долларов. Я ответил, хорошо, я не буду этого делать. Но я вернулся в отель, и мне казалось, что заниматься йогой – это правильно для меня. И на следующий день я пришел к нему и сказал, что собираюсь заниматься.  И в итоге он сделал мне скидку, я заплатил 75 долларов. Вот так всё и получилось, мое знакомство с Паттабхи Джойсом. Ничего особенного и необычного. Я действительно хотел заниматься йогой, вселенная предоставила мне учителя, и я начал практиковать. И именно это мне было нужно. Именно этот стиль йоги. Вселенная будто сказала мне, что эта йога – хороша для меня. Именно так я и думал, что Аштанга йога – очень подходит мне.

— Как вы думаете, что делает йогу очень духовной практикой?

— Я думаю, это индивидуально. Знаете, вы можете заниматься йогой просто для растяжки (и многие люди так и делают, они растягиваются и прекрасно себя чувствуют). Но путь внутренний – это очень личное, это то, что происходит внутри. Некоторые люди очень религиозны, некоторые – очень духовны. Некоторые ходят в церковь, потому что их родители ходили туда; другие – потому что действительно ощущают свою приверженность бхакти. Это очень индивидуально. Для меня, на тот период жизни, я был очень привержен бхакти. И этот путь был прекрасным опытом. И даже когда я ходил на вечерники, в этом все равно присутствовало бхакти. И оттуда я попал к Паттабхи Джойсу. Даже когда я был ребенком, я ходил в католическую церковь, какой-то период я хотел стать священником..

— Правда? Я не знала..

— Ну, я так и не стал им. Но сейчас я тоже священник, в каком-то смысле. Можно сказать, я проповедую йогу, я обучаю людей и стараюсь пробудить их разум, их понимание в той степени, в которой это для них возможно…

— Как вы думаете, есть ли разница между йогой и религией?

— Да, разница есть. Когда вы погружаетесь в йогу – это очень духовная практика, вы находитесь в поиске этой духовности.  Религия может быть очень догматичной. Вы просто делаете что-то, не думая, тогда как на духовном пути вам необходимо думать очень глубоко и действительно верить и доверять своему пути. Религия очень похожа на это, но она чересчур догматична.

— Да, но для многих людей йога тоже становится очень догматичной, особенно Аштанга..

— Да, очень. И у меня возникает много трудностей из-за этого – учить людей и объяснять им, что в Аштанге не должно быть догм. Аштанга – очень красивая, глубокая практика. Но в нее очень часто вносят сумятицу простыми вещами – вот смотри, ты можешь так сделать? А так? В этом зачастую нет никакого смысла.

— Иногда люди говорят, что для того, чтобы заниматься йогой, необходимы не только знания, но и просто вера..

— Такое присутствует. Но опять же, если вы занимаетесь йогой, приходят ответы на вопросы. Знаете, если вы занимаетесь йогой (не только Аштангой, но и медитацией, и пранаямой…), постепенно исчезают слои невежества. И ваше понимание, принятие всё больше становятся интуицией. И я верю в интуицию. И это то, о чем говорится – если вы занимаетесь йогой… В Бхагавад-Гите Кришна говорит: продолжайте практиковать, и это поможет избавиться от невежества, поможет смахнуть пыль с понимания. И, кажется, все именно так и происходит.  Не то, чтобы вы перестаете учиться, просто уменьшается количество вопросов.

— Как вы думаете, почему это происходит, когда люди практикуют йогу? Почему слой за слоем исчезает невежество?

— Почему?.. Потому что, думаю… Хм, это хороший вопрос..  Почему?.. Я не знаю…

— Может быть, это как-то связано с очищением…

— Да, это очистительный процесс. Вы работаете со своим разумом, и в целом.. Я думал об этом на днях. В 15 главе Бхагавад Гиты разум – это корень, позвоночник – это ствол, а ветви – это наша нервная система… И в зависимости от того, на что мы смотрим и что мы чувствуем, нас привлекают определенные вещи. И если нас продолжают привлекать мирские вещи, тогда они покрывают наш интеллект. Как только мы начинаем заниматься йогой, мы становимся более восприимчивыми и уходим от этих мирских влечений. И начинаем обращать больше внимания на внутренний мир. Я думаю, в этом все дело. Нас больше не отвлекают все то, что существует вовне. И те, кто практикуют достаточно давно, особенно Аштанга йогу, понимают, что если вы хотите позаниматься рано утром, вам лучше раньше лечь спать. Вы перестаете проводить время с друзьями, которые бодрствуют допоздна. То есть уже меняется ваш образ жизни. Начинает меняться ваше отношение ко многому.  Вы начинаете читать книги, люди на занятиях начинают разговаривать о йоге, меняется ваше сознание, ваш ум начинает искать чего-то другого. И ответы просто приходят.

— Я слышала, некоторые люди говорят, что йогой нельзя заниматься только для себя, что на какой-то стадии нужно делиться своими знаниями. Что вы думаете об этом?

— Ну, я считаю, что йогой можно заниматься для себя. Многие так и делают. Если вы действительно серьезно практикуете…  Да и не все являются преподавателями. Многие люди занимаются медитацией, и делают это для себя.  Не все хотят становиться учителями и распространять знание. И даже учитель…. Я не собираюсь ходить по улицам и зазывать людей. Я буду учить тех, кому это интересно.  Люди приходят ко мне, а не я к ним.

— Некоторые люди говорят, что разные асаны могут пробудить разные чувства и эмоции, например,  работа с прогибами делает человека более открытым..

— Да, но это физический аспект. У всех есть эмоции, которые сдерживаются внутри.  С детства или еще с какого-то периода. Создаются эмоциональные блоки. Например, девушка расстается с парнем и закрывает эмоции в сердце. И какие-то позы могут вызвать гнев или что-то еще. Работая с физическим телом, раскрывая грудную клетку, следует надеяться, что мы уберем этим блоки. Тот же самый эффект оказывает и массаж.. И опять же, тот же эффект оказывает пранаяма. Медитация дает возможность увидеть их и выпустить наружу.  Нам необходимо избавиться от этих эмоций.

— Вам когда-нибудь хотелось бросить практику?

— Аштангу? О, всё время!

— Почему же не бросили?

— Почему нет? Потому что она работает. Это тяжелая работа…

— Каким образом она работает для вас?

— Ну.. я ведь также занимаюсь Крийя йогой. Это сейчас моя основная практика. Но Аштанга подготавливает тело и нервную систему для того, чтобы я мог заниматься Крийей.  Знаете, вот мы сейчас занимаемся Крийя йогой, и Аштанга становится некой лестницей, ведущей к ней. Многие люди продолжают заниматься Аштангой, но в итоге она становится лестницей к более высоким уровням практики. Это необходимо. Просто необходимо.

— Но не все переходят?..

— Нет, но не всем нужно занимаются и Аштангой. Но вам нужно здоровое тело. А Аштанга – это прекрасный способ сделать тело здоровым и очистить нервную систему.

— Но опять же, если практиковать должным образом.

— Да, конечно, но также многое зависит от вашего отношения. Я вот говорил о духовности. И одни люди занимаются йогой ради духовности, а другие воспринимают ее как фитнес. И это две крайние точки. Если вы занимаетесь фитнесом – это все, что вы получите. Если ваша цель – духовность, то йога поддерживает вашу форму, развивает силу, но также многое происходит с умом, приходит открытость. Это правда индивидуальный разум, который получает то, что хочет.

— Как вы думаете, почему важно практиковать Аштангу каждый день?

— Ну, я не думаю, что ее нужно практиковать каждый день. Может быть, когда вы молоды. На первой стадии вы занимаетесь каждый день. Но это хорошо — практиковать каждый.. нет, шесть дней в неделю.  Хорошо, поскольку это – дисциплина. И затем гораздо легче дисциплинировать себя, если вы идете дальше и переходите к пранаяме и медитации. Но в целом, мне не кажется, что для здоровья и силы нужна ежедневная практика. И когда молоды, об этом говорил и Кришнамачарья, вы выполняете больше асан и меньше пранаямы. Но по мере развития вы начинаете делать меньше асан и больше пранаямы.  И чем старше вы становитесь, тем больше делаете пранаямы и тем меньше асан. И вам необходимо поддерживать баланс, понимать, сколько вам действительно нужно. Паттабхи Джойс перестал заниматься асанами после 60, но к 90 годам он все еще сидел очень прямо и был очень сильным, потому что работал над своим телом с 12 лет. И у него были силы на это и на поддержание формы. Но опять же, он занимался пранаямой и пуджами, а также продолжал учить. И это просто удивительно!

— Очень часто я слышу, как люди жалуются: «О, я пропустил практику сегодня; о, я не практиковал два дня, мое тело стало жестким!…» Как вы думаете, это чрезмерная привязанность?

— Да, это чрезмерная привязанность. Один день – это ерунда. Но я был таким же. Я не пропускал практику. Я занимался каждый день, даже в самолете и аэропорту, находил место на лестнице для практики, и в поездах.. Я вспоминаю сейчас об этом – и это глупо, конечно. Но это зависимость. Практика может стать зависимостью. Особенно если вы погружены в Аштанга мир, где все говорят о том, кто что умеет делать. Разные экстремалы, рассказывающие, что они практиковали вот там и там. И вы втягиваетесь в это.

— Можно сказать, что в России Аштанга очень молода. Что вы думаете о русских йогах? И что вы можете им посоветовать?

— О, русские – очень страстные. И это в их природе. Опять же, люди разные – кто-то одержим и страдает от одного пропущенного дня. Иногда люди не слушают свое тело. И это, думаю, самая большая проблема. Если говорить о русских, они очень страстные. Они прошли через много трудностей, если не они сами, то русское общество – войны, революции, бедность, холод. У них очень сильная природа. И они привыкли к трудностям. И занимаясь Аштангой, они думают – о, это сложно, а давайте сделаем еще сложнее! И, возможно, они слегка перебарщивают.

— Что вы можете посоветовать русским йогам в их практике?

— Просто слушайте свое тело, слушайте свой разум. Не погружайтесь в догмы, осознайте, что это духовная практика, не физическая.

— Думать об энергии и дань-тянь?

— Да, энергия и дань-тянь. Обращайте больше внимания на то, что происходит внутри. Это именно то, о чем говорит Патанджали: да, у вас есть асана, но асана не является асаной, если вы не смотрите вовнутрь и не наблюдаете за тем, что там происходит. Не снаружи, а именно внутри. Вот что я могу сказать.

— Спасибо большое! Надеюсь, вы получили такое же удовольствие, как и я.

— Да, конечно!

Размышления после семинара и интервью с Марком Дарби: 2 комментария

  1. К Марку Дарби я собирался давно… в 2015, в 2016… — каждый раз появлялись разные препятствия, которые не позволяли мне посетить его семинар. Но «…все приходит вовремя…» и «…случайности не случайны…»
    Всем своим ученикам говорю, на следующий год обязательно посетите семинар Марка Дарби. Готовьтесь, зарабатывайте деньги (они нужны), откладывайте, ели доходы скромные и меняйте их без сожаления на знания, которые получите…
    Вот сегодня один ученик спросил меня, почему я не даю инструкции ученикам, чтоб «осознавать себя в асане», а только напоминаю о дришти, слежу за дыханием и движением?
    Что я ответил? То, что стал понимать после семинара Марка Дарби.
    …Сейчас очень много учителей йоги. Многие из них дают очень много инструкций своим ученикам. Зачем они это делают — нужно спросить у них. Я считаю, что много инструкций создают хаос в голове, а такие абстрактные инструкции как «осознавайте себя в асане», вообще ни о чем не говорят. Что значит «Осознайте себя»? — это, по-сути, получить ответ на вопрос «Кто я»?
    Кто нибудь знает ответ?
    Марк Дарби говорил, наблюдайте свой внутренний мир, наблюдайте то, что там происходит.
    Вот это по мне, я так делаю. И понимаю, насколько наш внутренний мир богат. Там можно увидеть все…. Я его сравниваю с пещерой сокровищ, в которой, наряду с огромными богатствами, таятся смертельные опасности. И вот, представь себе, туда попадает обычный человек, его глаза разбегаются от увиденного и, будучи глупым, он начинает набивать себе карманы золотыми монетами, цепочки и жемчуга засовывает за пазуху, другие драгоценности запихивает в сапоги, набивает рукава и шапку… Но, как всегда бывает в восточных сказках, обязательно появляется тот, кто просто берет и отворачивает такому алчному посетителю его глупую голову… Другой же, более разумный (тот, кто помнит только один, но очень хороший совет), попав в пещеру с сокровищами, берет только то, что ему необходимо и благополучно возвращается домой.
    Все мы (…»Аштанга йога в России очень молода…»), как слепые котята, которые только что родились. Что делает мама-кошка с такими котятами? — Берет за шкирку и тыкает носом к своей сиське — здесь вот ты можешь вкусно поесть, а потом снова берет за шкирку и несет в другое место — а в этом месте ты должен справлять нужду… Вот и вся учеба, и при этом никаких словесных инструкций, тем более с обширным философским смыслом. Только тыкает носом в четко определенное место — ДРИШТИ! Такие уроки слепыми котятами усваиваются очень хорошо.
    Будем надеяться, наши глазки к следующему приезду Марка Дарби немного раскроются, он обязательно увидит это, и наверняка что то скажет по этому поводу.

    Нравится

Добавить комментарий

