Йога: объединять или разъединять?

Йога: объединять или разъединять?

«Йога начинается со слушания. Когда мы слушаем, мы даем пространство тому, что существует. Мы позволяем другим людям быть самими собой, и мы разрешаем собственному телу и разуму в полной мере проявиться» (Richard Freeman «The Mirror of Yoga»)

 

Я часто задумываюсь, а есть ли предел веры — в себя, в окружающих, в человеческие возможности… И если он есть, то существует ли объективно или же является порождением нашего разума? По моему опыту йога учит раздвигать привычные границы и выходить далеко за их пределы. Сначала на физическом уровне — начав заниматься, зачастую ощущаешь, насколько ограничены движения тела (что, кстати, многих расстраивает и даже служит причиной прекращения занятий), но чуть позже с удивлением понимаешь, насколько безграничны его возможности. И та же самая безграничность открывается в когнитивной области. Находятся ответы, но постоянно возникают новые вопросы. Наверное, в каком-то смысле йога — это искусство вопрошания. И умения терпеливо ждать — ответы могут приходить очень нескоро.. Нередко случается, что они приходят с новыми людьми. И чем дальше я следую по пути йоги, тем острее ощущаю, что каждый новый человек в моей жизни – не случаен. И даже не могу с уверенностью сказать, что больше учит меня работать над собой – практика, либо эти встречи. В любом случае, они тесно взаимосвязаны. Казалось бы, практика учит принимать себя и свое тело, а люди на пути – окружающий мир. Но со временем понимаешь, что и то, и другое так сильно переплетено, что невозможно отделить эти опыты друг от друга и точно сказать, что из чего вытекает. Принятие – объединяет, тогда как отторжение и борьба разъединяют, отрывают человека от действительности, погружают его в хаос собственных мыслей и эмоций. У каждого из нас имеется свой опыт, воспитание, привычки и т.п. (на английском есть очень удобное слово background), через призму которых мы интерпретируем окружающее пространство.

Есть такая дисциплина – гештальтпсихология, которая возникла из исследований восприятия человеком окружающей действительности. Говоря простыми словами, она изучает тенденцию нашей психики к структурированию опыта в доступное для понимания целое. Например, если в слове пропущены какие-то буквы, сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаем слово. В повседневной речи мы редко произносим слова целиком, проглатывая окончания или отдельные буквы/слоги, равно как и при чтении редко дочитываем слова полностью – контекста и опыта оказывается достаточно для построения смысла. Кстати, это одна из причин, почему нам сложнее говорить, понимать и читать на иностранном языке (по крайней мере до того момента, пока сознание не выработает гештальтное восприятие) – нам необходимо слышать и прочитывать все слова целиком, иначе наш мозг не в состоянии интерпретировать смысл. Соответственно, времени и внимания на это тратится больше. То есть гештальт – это функциональная структура, которая упорядочивает многообразие отдельных явлений. Окружающий мир для нашего сознания не может бесконечно дробиться на отдельные элементы. Построение гештальтов упрощает нам понимание.

Однако время от времени очень полезно пробовать отключиться от привычного гештальта и посмотреть на то или иное явление свежим взглядом. Когда мы долго знаем человека, у нас складывается определенный его образ и, соответственно, определенные от него ожидания. Но люди меняются. И в какой-то момент созданный нашим сознанием образ начинает расходиться с действительностью. Меня недавно спросили, возможно ли, по моему мнению, всю жизнь любоваться одной и той же вещью? И я уверена, что возможно – как раз, если время от времени напоминать себе отказаться от привычного восприятия и взглянуть на нее как будто впервые, до мелочей разбирая все детали и черты. То же самое, мне кажется, полезно делать и в практике асан – тело и взгляд привыкают, скажем, к определенной глубине асаны, к определенному положению тела. И от этого нужно уметь отключаться, чтобы была возможность двигаться дальше, чтобы практика могла обрести новую глубину. Неправильно зацикливаться на том, как работало  тело вчера, нужно обращать внимание на то, как оно ведет себя сегодня. Именно то проживание настоящего момента, которому учит йога.

Гештальты имеют отношение и к тому, насколько разные мнения могут быть у разных людей по поводу одного и того же человека, события, вещи и т.п., порой диаметрально противоположные. Ведь восприятие формируется на основании личного опыта, который у каждого уникален. Это как в той присказке – стакан либо наполовину полон, либо наполовину пуст. В одной и той же ситуации, если ото всех ожидаешь предательства – непременно найдешь тому доказательства; если ищешь доброту – она непременно найдется. Можно ли утверждать, что кто-то видит истину, а кто-то заблуждается?.. У меня нет такой уверенности. Скорее, возникает вопрос, возможно ли в принципе узнать чью-то подлинную сущность? Или образ другого создается нашими собственными желаниями, убеждениями, состоянием и установками на данный момент?… Мне вспоминается история из одного фантастического произведения. В нем рассказывается о путешественниках, которые попали на неизвестный ранее остров, где их встретили очень приветливые местные жители. Поначалу они даже удивлялись их радушию и доброте, но потом в какой-то момент девушка, несущая им напитки, споткнулась и упала, разбив кружки. Несколько человек тут же набросились на неё и жестоко убили.  Путешественники были, мягко говоря, шокированы. Они спросили, в чем причина такой жестокости, на что получили ответ: «Наш король не терпит поражений и провалов». Понаблюдав некоторое время за происходящими событиями, путешественники решили добраться до короля и посмотреть, что это за человек. Местные жители указали им на высокую башню с запертыми дверьми. Путешественники выломали замок и поднялись на самый верх, где обнаружили труп короля. Как выяснилось, его смерть наступила уже довольно давно.  Узнав об этом, островитяне впали в глубокий траур, горевали, стенали и рвали не себе волосы от отчаяния. На вопрос путешественников, зачем так горевать, если само собой пришло избавление от такого деспота,  один мудрый человек ответил, что островитянам теперь не на кого перекладывать ответственность за свою жестокость, что теперь это только их выбор и их вина. И это причиняет им невыносимые страдания…

Проблемы в отношениях с окружающим миром зачастую возникают из-за наших собственных ожиданий и интерпретации поведения других людей на основании лишь субъективного опыта. Никогда нельзя быть до конца уверенным в мотивах, скрывающихся за чьим-то поступком. Мы можем только догадываться. Мы переносим свои эмоциональные и ментальные проекции на чужие. А потом обижаемся, когда они вдруг не работают и не оправдывают наших ожиданий. Мы выстраиваем свой собственный субъективный мир и накладываем эту иллюзию на мир внешний. И опять же чувствуем себя обманутыми и преданными.

А ведь ответственность за происходящее с нами лежит на нас самих – мы сами выбираем людей, действия, поступки. И если что-то не складывается, стараемся переложить вину на внешние обстоятельства, непорядочность и непонимание окружающих. И забываем о том, что, по сути, никто и ничем не обязан нам. Если мы выбрали человека, но ему не понравились – не его в этом вина. Да и ничья, пожалуй. Как пишет Ричард Фриман, «…йога – это путь к обнаружению корня всех видов страдания через непосредственное переживание глубокой, чистой, открытой осознанности. В конечном счете, мы понимаем, что именно притягательность радости этого освобождающего опыта лежит в основе всех других желаний. И в первую очередь именно это привлекает нас в мир практики» («The Mirror of Yoga»).

Один из уроков йоги – жить в согласии с окружающим миром, принимая его без обиды и горечи. «Тишина — единственное средство, способное принести мир. Если ум ваш хранит молчание, то все вокруг наполняют тишина и безмятежность. Весь концепт и смысл практики йоги заключается в том, чтобы наполнить ваш ум тишиной и миром» (Шарат Р. Джойс). Можно долго обижаться, протестовать, доказывать свою правоту, но обида – она только наша, и сжигает изнутри лишь нас самих. Обижаться либо отпустить, замкнуться в себе либо попробовать встать на позицию другого, освободить свое сердце, либо наполнить его горечью – это опять же наш выбор.

«Казнить нельзя помиловать»?  — где будет стоять запятая, зависит только от нас…

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s