Мантры в йоге

Мантры в йоге

В традиции Аштанга йоги в начале и конце практики принято петь мантру. В открывающей мантре (или мантре «Ванде гурунам», названной так по первой строфе) воздается благодарность линии преемственности Учителей, благодаря которым до нас дошла эта прекрасная практика. Закрывающая мантра, или Мангала мантра («мангала» в переводе с санскрита означает «благоприятный, удачный, процветающий, благосклонный»), относится к «свасти правачам», или пожеланиям процветания, благожелательных изречений окружающему миру. К слову, обе мантры на самом деле являются шлоками. Шлока — древнеиндийский санскритский эпический стихотворный размер, состоит из тридцати двух слогов и представляет собой двустишие со строчками по 16 слогов, каждая из которых в свою очередь состоит из двух полу строк по восемь слогов каждая. Шлоками написаны великие произведения древней и средневековой индийской литературы: «Махабхарата», «Бхагавата-пурана», «Нараяниям», «Брахма-самхита» и многие другие.

На своих занятиях я нередко сталкиваюсь с очень разным отношением студентов к пению мантр. От полного равнодушия до категоричного отрицания. Например, некоторые ассоциирует данное действо с чем-то религиозным, даже сектантским. Однако на самом деле мантра помогает создать определенный настрой, достичь сконцентрированного и сосредоточенного состояния, подготовить свой ум к практике. Честно признаться, глубже этого я не задумывалась, пока не начала читать книгу Ричарда Фримана «Зеркало Йоги». И не могу удержаться, чтобы не перевести отрывок из нее, где он как раз пишет о том невероятном эффекте, который способно оказывать на нас пение мантр. Надеюсь, вам будет так же интересно, как и мне:

Мы часто начинаем йогу с пения мантры, что способствует установлению правильного контекста для практики в целом, особенно если мы размышляем над смыслом слов конкретной мантры. Вдобавок, физическое действие пения может пробудить внутренние йогические процессы, плавно соединяя между собой вдохи и выдохи. Вибрации напева также стимулируют внутреннюю осознанность по мере того, как звуки автоматически отскакивают от нёба, резонируя внутри черепа и многократно отражаясь по линии центра через все тело. Данные ощущения вибраций считаются фундаментальными аспектами пения мантр. Многие мантры, таким образом, начинаются и/или заканчиваются звуком om, который легко отражается по мере перехода в расслабляющий звук «mmm». Конечная точка вибрации называется bindu, что переводится как «капля». Постепенное угасание звука «mmm» именуется anusvara, что означает «растягивание потока». Как полагают индийцы, bindu в anusvara считается источником сладостного нектара, который при стимуляции может капать вниз и наполнять все наши чувственные восприятия и опыт. Физическое ощущение от связи с anusvara очень близко к тому, что мы испытываем в конечной точке практики йоги. По мере пения мантры мы обнаруживаем, что затухание звука anusvara автоматически приводит нас к чувству доброты и сострадания. И мы понимаем, что та самая конечная точка мантры также является начальной точкой практики йоги. Ощущение соединения с этой точкой нектара подобно тому, что вы можете испытывать, когда едите что-то чрезвычайно вкусное или когда вы испытываете нечто восхитительное, резонирующее глубоко внутри вас и совпадающее с вашим собственным эстетическим восприятием. Вполне естественно практически впасть в экстаз при произнесении звука «mmm», когда удовлетворяется чувство прекрасного. Пение мантры создает резонанс и глубокие ощущения через все тело, и эти ощущения пробуждают изначальное чувство благоговения и  освобождения, которые мы испытываем, когда осознаем сопряженную мета-систему, соединяющую наш непосредственный опыт с его истоком. Если мы позволяем себе погрузиться в ощущения, которые пение мантры способно пробудить в теле, тогда мы можем начать практику йоги и медитации в контексте ума и доброты. С этим изначальным удовлетворением наши личные желания и нужды начинают рассеиваться, и каждый объект осознания становится стартовой точкой для нашей практики (Richard Freeman “The Mirror of Yoga”, pp.20-21).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s