Йога – искусство слушать и слышать

Йога – искусство слушать и слышать

Наверное, я редко оглядывалась назад. И сейчас, когда я об этом задумалась, мне уже сложно понять, какие изменения стали происходить в моей жизни и сознании с приходом в неё йоги. И в какой-то степени мне жаль, что это так. Было бы любопытно попробовать отследить эти изменения. Хотя, мне кажется, это не всегда возможно сделать, тем более объективно. Для меня всё шло очень естественно и плавно. Можно сказать, что моя жизнь и йога интегрировались друг в друга, их стало сложно разделить. События жизни влияли на практику, практика влияла на события жизни. Менялись взгляды, менялось восприятие, менялось самоощущение – и благодаря йоге, и благодаря течению жизни; людям, встречающимся на пути, событиям, происходящим на нём.

У вас бывало так, что, проанализировав события прошлого, вы замечали, будто они на протяжении долгого времени складывались в определенную линию и подводили к определенной точке? У меня это происходит регулярно. Многие вещи, случающиеся в моей жизни, как хорошие, так и плохие, получаемые мной знания, знакомство с новыми людьми, изучение и хорошее знание английского языка, даже моя любовь к раннему подъему и многие свойства характера – всё это как будто привело и вело меня всё глубже к йоге. Помню, когда я училась в последних классах школы и готовилась к поступлению в университет, некоторые мои знакомые были уверены, что я выберу спортивный ВУЗ. Но я пошла на филологический факультет. Никогда не хотела и  не думала становиться преподавателем, а после получения диплома получила приглашение остаться работать на своей кафедре. Тогда в силу разных причин для меня это оказалось идеальным вариантом. И мне очень понравилось. Так я начала получать преподавательский опыт. Я всегда любила объяснять,  делиться тем, что я знаю, ощущать, будто я что-то оставляю в головах, сердцах, душах других людей. Всегда наполняло радостью и счастьем после своих занятий (английского ли, лекций, йоги…) видеть довольные лица. Я знаю тех, кому нравится преподавать, потому что они оказываются в центре внимания. Для меня это не так. Мне важна именно вот эта отдача, положительная энергия и эмоции, излучаемые моими учениками. Не знаю, наверное, это чувство, как будто я оставляю в этом мире что-то после себя, делюсь частичкой своей души.

…И в итоге, по прошествии еще нескольких лет, я пришла к преподаванию йоги. По мере личной практики, чтения связанной с йогой литературы и просмотра бесконечных видео (и тут как раз очень кстати оказалось знание английского — англоязычный интернет и литература, по моему мнению, зачастую гораздо богаче и информативнее) накапливались знания и умения. В определенный период меня начали спрашивать, почему я не преподаю йогу. А мне всё казалось, что момент еще не наступил. Не было внутреннего ощущения готовности. Да, наверное, одно из главный умений, пришедших в мою жизнь с йогой  – это вот эти внутренние ощущения, что я к чему-то готова, некий толчок, понимание, желание тела и сознания. Это умение внимательно прислушиваться к своим ощущениям. Умение слышать – внутренний голос? Причем это касается, наверное, подавляющего большинства сфер моей жизни. Слышать в повседневности – что лучше всего съесть на завтрак, почему я неважно себя чувствую, стоит ли продолжить приём какого-то лекарства…. Слышать в практике – насколько интенсивно можно заниматься сегодня, готово ли тело к той или иной асане, пора ли двигаться дальше или, наоборот, нужно отступить назад… Меня часто спрашивают, сколько времени мне понадобилось, чтобы освоить, к примеру, стойку на голове. А я не помню. И разве это имеет какое-то значение? Практика – индивидуальна, равно как и прогресс. Помню, что сначала выполняла её у стены, затем пришло ощущение (и это важно! именно внутреннее ощущение того, что я готова шагнуть дальше и это не нанесет мне вреда!), что можно пытаться посреди комнаты. И так постепенно, шаг за шагом, я осваивала многие позы. И никогда никуда не спешила, ждала этого внутреннего толчка, понимания того, что вот сейчас – пора. Также я не спешила переходить от первой серии Аштанга-йоги ко второй – перешла только тогда, когда почувствовала какую-то внутреннюю необходимость этого. Тело (и сознание?) как будто само просилось дальше. И мне очень нравится вот это внутреннее ощущение готовности. Оно как будто указывает правильность или неправильность выбранного мной пути. Нет чувства внутренней удовлетворенности – значит, нужно что-то менять. Есть – значит, всё делаю верно.

Еще одна свойство, которое пришло и начало развиваться именно с йогой – это умение сохранять спокойствие, как бы отрешаться от разных ситуаций и анализировать их со стороны. Пока оно, правда, работает хуже, чем внутренний голос 🙂 В некоторых случаях бывает очень тяжело не дать волю эмоциям, не запаниковать. Но опять же, на это я тоже смотрю спокойно. И с терпением. Которому, к слову, тоже учит йога 🙂

Я нередко слышу от учеников, что им скучно выполнять вот эту позу, что хочется поскорее перейти вот к той… Помню, у меня было что-то похожее. Были любимые асаны, были нелюбимые, были те, которые казались неинтересными. И последние два типа хотелось (и, надо сказать, делалось) пропустить побыстрее. Какие уж там пять дыханий, дришти, бандхи и концентрация внимания!.. И лишь позже пришло ощущение того, что не бывает «интересных» и «неинтересных» асан. Они все прекрасны. Важно лишь найти ту точку комфорта, баланса, легкости, чувствования, из которой не захочется выходить. Во многом, мне кажется, Аштанга-йога играет с нашим эго. Есть четкая последовательность асан. И есть искушение попробовать то, к чему еще не готов. Но здесь нужно следовать не за эго, а учиться скромности и дисциплине. И терпению. Очень большому терпению. Йога – это не потакание эго, а наоборот, смирение его.

Я уже упоминала где-то, что меня миновало стремление поскорее освоить всё самое сложное. Возможно, одна из причин в том, что я всегда занималась для себя – не для преподавателя, не для демонстрации, не для эффектных фотографий и т.п. И это кажется мне весьма важным моментом практики – в первую очередь заниматься для себя. Не оправдывать чьи-то ожидания, не соревноваться с кем-то рядом, завидуя успехам других, не стремиться произвести впечатление на окружающих. Йога – это не демонстрация, не модный сейчас «челлендж», не набор красивых картинок.. Йога – это исследование, познание, образ жизни… Сложно вместить все возможные значения. Это чрезвычайно ёмкое понятие. И для каждого практикующего становится чем-то своим. Ведь каждый жизненный путь – уникален. И каждая практика, как я уже много раз повторяла, уникальна. На своих уроках я довольно много времени уделяю объяснению и отстройке асан. Но, надо сказать, я согласна с Энтони Грим Холлом и многими другими в том, что научить всему наилучшим образом способна лишь регулярная практика. Можно долго слушать преподавателя, внимательно выполнять все указания – но так ничего и не понять и не почувствовать. Однако рекомендации учителя – это лишь база, задание общего направления. Дальше должен идти собственный поиск той формы, которая идеальна для каждого конкретного человека. Я не раз сталкивалась с мнением (и склонна с ним согласиться), что не существует неправильной асаны. Скорее, есть неправильный подход к ней. То положение, которое подойдет именно вам – это ваш личный опыт, поскольку строение каждого человека уникально, и лишь ваше собственное тело сможет подсказать вам наилучшее решение.

Мне кажется, что одно из значений йоги – это достижение точки, в которой мы не были раньше. Нахождение способа достичь этой точки. И это касается не только выполнения асан, но и жизни в целом. Одна из известных фраз Паттабхи Джойса – «99% практики и 1% теории». И  ведь речь идет не об увеличении времени, проводимом на коврике, а о привнесении уроков йоги в жизнь. Работая с асанами, особенно со сложными и нелюбимыми, мы учимся терпению, концентрации, настойчивости, спокойствию, смирению. Сталкиваясь с жизненными задачами, сложностями, неудачами,  я чувствую, что эти уроки помогают мне справляться с ними. Или не справляться. Но не позволить неудаче сломить меня. Я не могу похвастаться тем, что всегда способна контролировать свои реакции и эмоции и направлять их в нужное русло. У меня нередко бывает плохое, подавленное настроение (в такие моменты, кстати — пусть для многих это может прозвучать странно — мне очень помогает концентрация на дыхании). Но я стараюсь. Невозможно получить всё и сразу. Но возможно стремиться к достижению каких-то целей, не отступая и не теряя присутствие духа.

И учиться слушать себя. Ведь, наверное, одно из основных значений, которые я вкладываю в понятие йоги (по крайней мере, на данный момент) – это именно искусство слушать и слышать. Я всегда очень любила, гуляя по лесу, сесть под сосной, закрыть глаза и просто слушать. И чем дольше сидишь, тем больше звуков начинает доходить до сознания – многоголосье птиц, шелест листочка на ветру, шорох травы…  И в йоге для меня всё очень похоже на этот вот лес – она учила и продолжает учить меня прислушиваться к себе, улавливать малейшие изменения, слышать больше, чем, казалось бы, возможно. И одно из условий — никуда не торопиться. Так же как сесть на мох и расслабиться. Да и какая тут спешка – желание бежать сразу пропадает. Ведь можно услышать столько всего нового и интересного! 🙂 Просто задумайтесь — вы часто останавливаетесь, чтобы понаблюдать за окружающей действительностью? Я вот сегодня гуляла по лесу, и вдруг буквально в паре метров от меня приземлилась белка! Это было очень неожиданно! Я присела на землю и замерла. И обнаружила, что белка-то не одна, насчитала я их аж целых шесть! Я просто сидела и наблюдала. И это так здорово — когда сидишь неподвижно, они перестают бояться и начинают вести себя естественно. И вот это умение наблюдать, слушать и слышать — это невероятно!..

Йога вообще учит замечать очень многие мелочи, наполнять их смыслом и радоваться им – идти по улице и замечать, как на ветках набухают почки и вот-вот проклюнутся первые зеленые листики; выполнять наклон вперед и замечать, что с каждым разом становиться чуть-чуть легче, что пол, оказывается, не так далеко, как казалось раньше… Просто не торопитесь, наслаждайтесь моментом, полностью отдавайтесь ему. И результат, возможно, вас удивит 🙂

Добавить комментарий

