О йоге, страхе и терминологии

О йоге, страхе и терминологии

Мир не такой, каким ты его представляешь. Однако мир преподносит тебе себя в точности таким, каким ты его считаешь. Такова сила веры (с)

Я нередко сталкиваюсь с тем, что многие люди очень негативно относятся к йоге, имеют о ней какое-то превратное представление, считают йогов фанатиками, помешанными на эзотерике, даже группой опасных сектантов. Ну, нельзя отрицать, что в определенной степени встречается и такое. Бывает, что человек, начав заниматься йогой, проводит резкие границы между собой и остальным миром, кардинально меняет образ жизни и привычки, даже слова, которые использует в повседневной речи. Наверное, меня бы такое тоже испугало. Но важно понять, что йога – совсем не об эзотерике. Она скорее о внутреннем мире, о выстраивании отношений с самим собой и окружающей действительностью. Если для того, чтобы приобщиться к йоге, кому-то необходимо сменить стиль одежды, прическу, круг общения и т.п. – это просто личный выбор каждого конкретного человека. Но это совершенно не говорит о том, что все йоги просто обязаны резко изменить свои принципы и стиль жизни.

Еще до недавнего времени (хотя практикую я уже более 10 лет), пока я не начала публиковать свои йога-фотографии в социальных сетях, многие мои знакомые даже и не подозревали, что я имею отношение к йоге. Они знали, что чем-то я там по утрам вроде бы занимаюсь. И сейчас я получаю немало комментариев, вроде «ого, да ты, оказывается, йог», «ну ничего себе у тебя уровень», «ой, а я и не знал(а), что ты йогой занимаешься» и т.д. Просто, как я уже где-то упоминала, йога всегда была для меня чем-то очень личным, внутренним, важным, что мне совершенно не хотелось выставлять напоказ. Когда я пишу, что верю в йогу, что она во многих вещах помогает мне, я тоже не имею в виду ничего мистического и необъяснимого. Просто когда занимаешься чем-то регулярно – это приносит чувство стабильности. Когда делаешь это с удовольствием – чувство радости. Когда находишься в хорошей физической форме – чувство уверенности. Когда изучаешь другие культуры и традиции, читаешь интересные статьи, размышляешь над различными философскими представлениями – это развивает ум и сознание, приносит чувство полноты, насыщенности, разносторонности жизни. Лично мне всё это даёт йога (но оговорюсь, что это не отражает целиком и полностью моё представление о ней и ее возможностях, просто данный пост – не об этом).

Многих пугают слова, вроде «прана», «чакры», «нади» и т.п., которые частенько можно услышать в связи с йогой и которые неизменно ассоциируются с эзотерикой. Я думаю, если всерьез занимаешься йогой (или каким-то другим делом), то рано или поздно начинаешь интересоваться и культурной, и исторической подоплекой. И, соответственно, знакомишься с терминами, с ней связанными. Просто не стоит бездумно использовать их при любом удобном (или неудобном) случае, нужно наоборот пытаться разобраться и понять, о чем речь, как и почему появились данные понятия, что именно они описывают. К примеру, одна из причин развития столь разного отношения к человеческому телу – это кардинальное различие в западном и восточном методе его изучения. Если на западе изучали труп, неживой организм, то на востоке – живого человека, со всей совокупностью чувств, эмоций, энергий и т.п. И конечно же, описывали его совершенно по-разному, ставили разные акценты, обращали внимание на разные вещи, вкладывали разный смысл в, казалось бы, сходные понятия.

Возвращаясь к терминологии, могу сказать, что в многочисленных статьях и книгах я нередко встречаю попытки переложить некоторые термины на более понятный и близкий западному человеку язык. Например, нади, каналы тонкой энергии в теле человека, описывают как симпатическую нервную систему (ида), парасимпатическую нервную систему (пингала) и центральную нервную систему (сушумна); чакры – как главные гормональные или нервные центры и т.д. Далеко не всегда, правда, такая интерпретация оказывается удачной – ведь смысл, вкладываемый в, казалось бы, сходные понятия, может быть совершенно разным. Надо сказать, это известная проблема и сложность перевода с одного языка на другой – главная задача переводчика не дословно перевести текст, а постараться передать его смысл в терминах другой культуры. Попробуйте перевести на английский язык русского домовенка Кузю. Или эскимосский язык, в котором существует не один десяток слов, описывающий разные состояния снега… Еще один любопытный пример — существует язык (не помню его название, к сожалению), в котором есть слово, обозначающее черту, через которую переступает муравей перед входом в муравейник… В общем, всё это я к тому, что изучение культуры во многом похоже на изучение языка – необходимо не только знать слова и термины, но и понимать, что они означают и когда и почему используются, иначе всё ваше знание бесполезно.

Прана ,чакры, доши, кундалини и т.п. – наличие этих понятий не должно пугать и отталкивать от практики йоги. Пугать может их чрезмерное и нерациональное использование. Мне вообще они кажутся очень интересными – ведь это знакомство с иной культурой, системой ценностей и представлений, возможность взглянуть на мир и самого себя с другой стороны, попытка понять, как же видят окружающее пространство разные люди. Вот, к примеру, все мы знакомы с понятием душа, причем, что это такое – так пока до конца понять и объяснить не смогли. А в индийской философии душа относится к одной из кош, тонких тел человека. Существует целое учение о том, что такое коши, разработаны целые системы упражнений для их развития и совершенствования. Недавно на сайте Yoga International, я прочитала замечательную статью (автор Linda Johnsen), посвященную как раз этой теме. Надеюсь, вам она покажется такой же интересной, как и мне. Мой перевод:

Коши: пять слоев бытия

<…> Согласно йога-традиции, все мы обладаем пятью телами, каждое из которых представляет собой тонкую энергию. И если мы намерены прожить полную, сбалансированную, продолжительную жизнь, то необходимо поддерживать здоровье этих тел.

Пять тонких тел (плотность которых уменьшается с каждым телом), составляющих нашу личность, описываются в классическом труде по йоге под названием Тайтрия-Упанишад:

«Человеческие создания состоят из материального тела, сформированного из еды, которую они едят. Тех, кто заботится о нем, питает сама вселенная. Внутри него находится следующее тело, созданное из жизненной энергии. Оно наполняет физическое тело и принимает его форму. Те, кто обращаются с этой жизненной силой как с чем-то божественным, обладают превосходным здоровьем и продолжительностью жизни, потому что данная энергия является источником жизни физической. Внутри этой жизненной силы находится другое тело, сотканное из мысленной энергии. Оно наполняет два более плотных тела и имеет такую же форму. Те, кто понимают и контролируют ментальное тело, больше не подвержены страху. Еще глубже находится другое тело, состоящее из интеллекта. Оно пронизывает три более плотных тела и обладает такой же формой. Тот, кто осознает его присутствие, освобождает себя от нездоровых мыслей и действий и развивает самоконтроль, необходимый для достижения своих целей. Спрятанное еще глубже, следующее тело состоит из чистой радости. Оно пронизывает остальные тела и принимает их форму. Оно ощущается как счастье, восторг и блаженство».

Эти пять тел называются кошами, или, в переводе с санскрита, «ножнами», поскольку каждое из них входит в последующее, как меч в ножны. Только самое плотное из них создано из материи. Четыре остальных тела – состояния энергии, невидимые физическому глазу, хотя мы легко можем ощутить их присутствие внутри себя, если обратим на них пристальное внимание. Поскольку внутренние тела являются источником нашего благополучия на протяжении жизни и становятся нашими проводниками после смерти, древние индийские йоги разработали определенные упражнения для укрепления и тонизирования каждого из них.

Второе тело

Вы уже знакомы со своим физическим телом. В йоге оно называется Аннамайа-коша («майа» значит «сделанное из», а «анна» значит «еда» или «физическая материя»). Но йога также учит вас осознавать присутствие второго тела, которое обеспечивает целостность материального тела. Это жизненная энергия, которая регулирует биологические процессы, начиная с дыхания и пищеварения и заканчивая системой кровообращения. В китайской медицине она носит название «ци», а в йоге – «прана». Древние египтяне называли ее «ка».

Акупунктура и гомеопатия не оказывают прямого воздействия на ваше физическое тело, они работают над жизненной силой, которая активирует и поддерживает его. Западные врачи признавали важность этой жизненной силы вплоть до 19 века, но с развитием лекарственных препаратов и антибиотиков их внимание переключилось с энергетических состояний человеческой биологии к только лишь физическому телу.

Энергетическое тело в йоге называется пранамайа-коша. Когда оно перестает функционировать, становится невозможным существование и физического тела. Ваше сердце и легкие прекращают работать, а клетки начинают распадаться. В западной культуре мы определяем себя лишь только через свое материальное тело, однако без праны, поддерживающей и направляющей его, оно не сможет прожить и несколько минут.

Йога посвящает целый ряд практик под названием пранаяма для укрепления жизненной силы пранамайа-коши. Такие упражнения, как диафрагмальное дыхание, полное йогическое дыхание и дыхание с чередованием ноздрей разработаны специально для улучшения функционирования нашей второй оболочки.

Вдобавок к этому, для поддержания здоровья данной жизненной силы необходимо регулярно находиться на свежем воздухе и получать достаточно солнечного света. Тексты по йоге объясняют, что солнце – главнейший источник праны. Говорят, что некоторые йоги продвинутого уровня годами могли обходиться без еды, вместо этого они просто впитывали прану, излучаемую солнцем. Для большинства из нас, однако, основным источником праны является свежая здоровая еда.

Третье тело

Третьи ножны, или ментальное тело, отвечает за нашу чувственную и двигательную активность и нашу ежедневную осознанность в те моменты, когда мы действуем «на автомате». Оно анализирует информацию, поступающую от пяти органов чувств, и рефлекторно реагирует на них. Когда мы пассивно движемся по жизни, в большей степени реагируя на окружающую обстановку, чем активно создавая ее, наше восприятие/осознанность фокусируется здесь. Многие люди и большинство животных обычно действуют на данном уровне.

Это тело носит название маномайа-коша (что означает «тело, созданное из мыслительных процессов»). В западном мире мы связывает свое обычное ментальное состояние с мозгом, но согласно йоге, нервная система целиком (включая мозг) просто является передатчиком деятельности маномайи-коши, выражая ее команды через физическое тело.

Вы можете получить точное представление о том, что представляет из себя ментальное тело, понаблюдав за пациентом в коме. Его вторые ножны продолжают функционировать, поэтому сердце продолжает биться, а лёгкие расширяться и сжиматься. Но человек не сознает наличие внешнего мира и не способен произвести какое-то действие, поскольку прекратилась работа его ментального тела. Пранамайа-коша начинает выполнять свои задачи с момента нашего первого вздоха и до последнего, но маномайа-коша временно прекращает свою ежедневную деятельность, восстанавливая себя во время глубокого сна.

Здоровье маномайа-коши значительно улучшается через практику мантра-медитации. Она успокаивает и балансирует это внутреннее тело и помогает высвободить «узлы» энергии, вызванные ментальными комплексами и навязчивыми мыслями. Йоги, посвящающие много времени медитации, часто практически не нуждаются во сне, отчасти потому, что их ментальные проводники функционируют в оптимальном режиме, как только что настроенная машина.

Ментальное тело «питается» впечатлениями, которые мы ему предлагаем. Если мы, например, обеспечиваем третьи ножны беспрерывным потоком насилия из телевизионных передач и видео-игр, оно начинает жаждать страдания окружающих. Если мы «пичкаем» его чрезмерным количеством работы или безделья, то можем испытать некую форму ментального «несварения», вызывающего у нас чувство опустошенности и измождения. Гармоничная окружающая среда, интересные профессиональные задачи, радостные и поддерживающие отношения предлагают идеальную диету для ума. Ежедневная практика пратьяхары, или контроля над чувствами, ведущая к медитации, обеспечивает прекрасную внутреннюю настройку.

Четвертое тело

Следующее тело – это виджнянамайа-коша («виждняна» значит «сила суждения или проницательности»). Она часто переводится как «интеллект», но действительное ее значение много шире. Она включает в себя все функции высшего разума, в том числе совесть и волю. Возможно, проще будет понять разницу между третьими ножнами (или ментальным телом) и четвертыми ножнами (или интеллектуальным телом), если присмотреться к тем, у кого виджнянамайа-коша развита недостаточно.

Например, это тот, кто не обладает контролем над собственной жизнью, кто постоянно реагирует на обстоятельства, вместо того, чтобы принимать решения и действовать упреждающе, не допуская нежелательного развития ситуации. Подобный человек с трудом делает выбор, не может думать самостоятельно или проявлять креативность. У него очень слабая сила воли и он постоянно становится жертвой собственных неправильных суждений.

Другой пример недостаточно развитых четвертых ножен – это человек, лишенный этики личных отношений. Он может посещать религиозные службы и благочестиво рассуждать о моральных ценностях, но когда предоставляется возможность получить выгоду за счет окружающих, он действует без колебаний. Его способность различать плохое и хорошее очень слаба, а его совесть является скорее пустым звуком, чем живым опытом.

Развитые четвертые ножны – то, что отличает человека от животного. Только человек обладает способностью направлять ход своей жизни, контролировать инстинктивные порывы и делать нравственный выбор. Мудрецы считали развитие здоровой виджнянамайа-коши настолько важным, что поместили упражнения для нее в самом начале системы йоги. Это яма и нияма, обязательства, которые просят принять каждого практикующего: не причинять вреда, не лгать, не красть, не идти на поводу и не желать больше, чем имеешь. Вместо этого вас просят быть умиротворенными, честными, ответственными, прилежными и самоотверженными.

С данной кошей также работает Джняна йога. Она представляет собой путь интеллекта, на котором вам советуют изучать духовные истины, глубоко размышлять над ними и, в конечном итоге, встраивать их в свою сущность. На этом пути «пищей» для развития интеллекта становится духовное осмысление.

По мере углубления медитативной практики в течение месяцев и лет, ваша способность прислушиваться к внутреннему проводнику усиливается. Вы начинаете воспринимать события своей жизни, даже самые болезненные, спокойно и беспристрастно. Ваш стиль жизни, глубокое созерцание и медитация ведут к ясности суждений, большей интуитивной проницательности, твердой силе воли, в то время как виджнянамайа-коша становится сильнее и более сбалансированной.

Пятое тело

У подавляющего большинства людей пятые ножны практически не развиты. Это анандамайа-коша, самая тонкая оболочка, которая ощущается как ананда (духовное блаженство). В целом, лишь святые, мудрецы и истинные мистики проводят необходимую внутреннюю работу для того, чтобы сделать ананду неотъемлемой частью своего ежедневного опыта. Большинство людей даже не понимают, что им доступен подобный уровень осознанности.

Анандамайа-коша занимает чрезвычайно важное место в йоге, поскольку это последняя и самая тонка завеса, разделяющая рядовую степень осознанности и высшую сущность бытия. Многие люди, оказавшиеся на волосок от смерти, рассказывали об увиденном ими ослепительно ярком белом свете, излучающем всеобъемлющую мудрость и безусловную любовь. Это и есть проявление анандамайа-коши. Святые и мистики очищают свой ум для того, чтобы пронести данное ощущение через всю жизнь, а не испытать его лишь в мимолетный миг смерти.

В тантрической традиции дух часто изображается как Шива, высшее божество. Материя/энергия называется Шакти, высшая богиня, чье божественное тело представляет собой нашу вселенную. Говорят, что они невероятно сильно любят друг друга. Их величайшая любовь ощущается через анандамайа-кошу, где дух и материя пребывают в страстном объятии.

Мы можем пробудить наши ножны наслаждения через три практики. Первая – сева, бескорыстное служение. Она открывает нашему сердцу путь к единению с другими сущностями. Вторая – бхакти йога, посвящение себя Богу. Она открывает нашему сердцу путь к единению со всеми божественными сущностями. Третья – самадхи, чрезвычайно сосредоточенная медитация, открывающая нашему сердцу путь к собственной божественной сущности.

Лучащееся здоровье

Человек – многоплановое создание. Наша осознанность проявляется на множестве различных уровней. Йога знакомит нас с самими собой и учит жить полной и достойной жизнью на каждом уровне существования. От поз хатха-йоги, которые укрепляют и тонизирует наше тело, к дыхательным упражнениям, которые уравновешивают и насыщают нас жизненной силой, от медитативных практик, которые успокаивают и проясняют наше сознание, к самопознанию и бескорыстной любви, которая раскрывает внутренний мир знания и единства, йога представляет собой целостную систему, которая развивает и объединяет каждую часть нашей сущности. Познакомившись со своими пятью телами и внутренним «я», вы сможете насладиться здоровьем и полнотой просвещенной жизни.

<…>

От смерти к рождению и за их пределы

Во многих текстах по йоге вы найдете описание пяти ножен, сгруппированных в три. Физическое тело и жизненная сила называются Стхула Шарира, грубое тело. Ментальное тело и интеллект называются Сукшма Шарира, тонкое или астральное тело. Ножны блаженства называются Карана Шарира, казуальное тело. Их описание можно встретить во многих духовных традициях. Плутарх, греческие священник, который возглавлял Храм Дельфи в первом веке, называл их сома, душа и разум соответственно.

Грубое тело после смерти распадается. Тонкое тело распадается при перерождении, давая вам возможность развить новую личность в следующей жизни. Казуальное тело реинкарнирует снова и снова, перенося вашу карму с собой как багаж. В конечном итоге она распадается в тот момент, когда высшее «я» высвобождается из цикла рождения и смерти.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s