О йоге с собой. И о коврике

О йоге с собой. И о коврике

Что мне всегда нравилось в йоге – это то, что она всегда со мной, во всех смыслах – и в моральном, и в физическом. Её уроки и влияние можно ощутить и вспомнить в любой момент жизни. А в поездках или в гостях для практики необходимы лишь раннее утро и небольшой кусочек пространства, в идеале – ещё и шум океана 🙂 Даже коврик, по большому счету, не нужен. По крайней мере, я никогда не брала его с собой – мне достаточно было твердой поверхности под ногами (пол, пляж, газон, земля….) и, к примеру, полотенца или покрывала. Да что уж говорить – начинала я заниматься йогой вообще без коврика, лишь спустя несколько месяцев получила его в подарок. Нет, это я не к тому, что он не нужен. С ним, безусловно, гораздо удобнее. Это я, скорее, к тому, что не надо возводить его в своего рода культ и символ йоги. Какая разница, что под ногами? Гораздо важнее желание и настрой, то, что происходит внутри, а не внешняя атрибутика. И вообще, современный коврик появился совсем недавно. И здесь я бы хотела дать перевод одной статьи (автор Colin Hall), посвященной как раз данному атрибуту йоги. Самой любопытной и интересной мне кажется часть про историю его возникновения и влияние на характер практики. Но переведу я ее полностью, а после поделюсь своими мыслями на ее счет, так как далеко не со всем я согласна. Оригинал статьи вы можете найти на сайте Yoga International

А вот мой перевод:

Коврики для йоги: действительно необходимость?

В современной практике йоги нет более значимого символа, чем коврик. Это больше, чем инструмент йога. Коврик для йоги – это метафора. Он представляет собой пространство, в пределах которого наш ум получает возможность отдохнуть от хаотичной и непредсказуемой повседневной жизни, переполненной стрессом.

Кратко об истории коврика

Анджела Фармер – одна из наиболее известных и уважаемых преподавателей йоги на планете. Она обучает уже более 40 лет. В молодости она пережила операцию, в результате которой потеряла способность потоотделения через ладони и ступни. Не уверен, что вы когда-либо пробовали заниматься йогой на деревянном полу зимой, когда все вокруг совершенно сухое. Когда ваши руки и ноги разъезжаются во все стороны, это похоже на йога-трагикомедию. В частности, собака мордой вниз и позы стоя оказываются очень «скользкими».

Состояние здоровья Фармер не повлияло на ее решимость пройти обучение у Б.К.С. Айенгара, когда он преподавал в Лондоне в 1960-е годы. Он запрещал ей использовать пенку или смачивать ладони и ступни водой для лучшей силы сцепления. Во время преподавания в Мюнхене в 1968 году она наткнулась на тонкий кусочек подкладки с предприятия по производству ковров. Это оказалось идеальным решением ее проблемы.

Когда она вернулась в Лондон, коврик-подкладка стал чрезвычайно популярен среди ее студентов. В конечном итоге, отец Анджелы связался с владельцем немецкого предприятия и стал первым продавцом ковриков для йоги, основав собственный бизнес в своем доме на острове Ванкувер.

Коврик для йоги, в том виде, в котором его представила Анджела Фармер, был терапевтической необходимостью. Липкая поверхность коврика облегчала ее медицинское состояние.

«Растяжение» йоги

Что же происходит, когда технология, созданная кем-то для себя по медицинским показателям, становится нормой для йогов со всего мира?

Данная ситуация с липкостью коврика не так уж и сильно отличается от ситуации с модой на самоходные установки, которые использовались в качестве альтернативы ходьбе. Без сомнения, такие установки чрезвычайно полезны…. если у вас есть проблемы с мобильностью. Но вне медицинского контекста возможно, что они заострят и усилят некоторые из ваших худших особенностей. Вы смотрели фильм «Валл-И» от компании Pixar? В нем предвидится будущее человечества, в котором мы больше не стоим и не ходим, а постоянно перемещаемся в своих повозках, оснащенных встроенными телевизорами.

Если вы практиковали йогу на траве, песке или даже одеяле, вы знаете, что для поз стоя требуется больше силы, чем растяжки. Усилие, требующееся для предотвращения скольжения рук и ног, является примером изометрического напряжения.

При некоторой степени нестабильности поверхности, на которой мы практикуем, возникает тенденция «втискивать» себя в позу. Результат – «вывешенность» в коленях, бедрах, локтях и плечах. Эта «вывешенность» в суставах послужила основной причиной возникновения неверных выводов о том, что гибкость является обязательным атрибутом йоги. Но возможно, дело не в гибкости, а в наших ковриках, которые приводят к снашиванию тазобедренных и коленных суставов. Их возрастающая липкость создает дисбаланс между силой и гибкостью, которые необходимы в практике йоги.

Передняя нога в Уттхита Триконасане (позе вытянутого треугольника) является отличным примером. Если коврик достаточно липкий, ваша нога очень устойчива. Это позволяет вам перенести на нее больше веса, вместо того, чтобы выталкивать себя вверх напряжением мышц. Попробуйте выполнить треугольник, поставив ногу на одеяло, и обратите внимание на разницу — нога должна включиться в работу. Она подрагивает от усилия, необходимого для того, чтобы предотвратить скольжение вперед в неуклюжий и досадный шпагат.

Коврики «растянули» йогу. Асаны, которые прежде требовали больше силы, сейчас требует больше гибкости.

Приватизация йога-пространства

Представьте, как вы вытягиваетесь в бесконечное мировое пространство…. и держись подальше от моего коврика!!!

Вообразите такую сцену: большой зал в многолюдной йога-студии. После окончания класса одни йоги покидают помещение, и следующая волна ревностных студентов с ковриками в руках сменяет их. Атмосфера напоминает золотую лихорадку, когда воодушевленные искатели стремятся «застолбить» место на диком западе своей любимой йога-студии.

Коврик для йоги дает больше, чем просто липкую поверхность. Он определяет наше пространство. Он является олицетворением и отражением того, кем мы являемся, как практикующие. И это не просто выбор правильного цвета. Нам необходимо решить, возьмем мы ПВХ или «эко» коврик. Нам также необходимо определиться с его размером, толщиной, компактностью и дизайном. Мы можем стать обладателями последнего супер-экологичного, супер-липкого коврика от Д.Ф. Мандука, хлопчатобумажного коврика или коврика из ПВХ за 10 долларов с изображением цветка лотоса.

Коврик для йоги служит некой оградой. Он отделяет мое пространство от твоего. Люди не имеют право наступать на мой коврик. Они не вправе вытягивать свои конечности, нарушая «моё» йога-пространство. Переполненные мастер-классы и уроки по йоге дают забавную возможность взглянуть на мир индивидуального йога-пространства. Понаблюдайте, как люди ходят на цыпочках среди рядов ковриков, покачиваясь и лавируя между валиками и бутылками воды на пути в душевую. Это просто абсурд.

Голый пол – общественное пространство. Все могут ходить, где хочется. Коврик для йоги – частное пространство. Это современная версия изначального девиза чайной вечеринки «Не наступи на меня!»

Невероятная ирония, правда? Мы практикуем расширение границ сознания для обретения чувства свободы, а не для того, чтобы быть заключенными в ограниченное кожей понимание себя. И делаем мы это в пределах нашего персонифицированного, ярко раскрашенного, личного прямоугольного йога-пространства.

Выбор и свобода

Если йога – средство достижения человеком свободы, то было бы глупо с моей стороны закончить словами, что коврики для йоги – это плохо и нужно перестать их использовать. Это с идеей свободы как раз расходится. Свобода означает осознание выбора и способность принимать собственные решения. Иногда мы решаем положиться на авторитет кого-то другого – но это тоже выбор.

Анджела Фармер, используя кусок подкладки под ковер, не произвела впечатления на Б.К.С. Айенгара, но она решила, что его требование практиковать, используя лишь возможности своего тела, не должно мешать развитию ее личного пути в йоге. (Забавно, но по прошествии пары десятков лет, в 1989 году, Фармер увидела Айенгара, демонстрирующего асаны на одном из ее ковриков!)

Поэтому суть не в том, чтобы использовать коврик или нет. Суть в оценке тех решений, которые мы принимаем, и иногда это означает поиск принципов, которые мы привносим в свою практику. Мы считаем, что для практики йоги нам необходим коврик? Каковы преимущества и недостатки данного решения? Чем более осмысленно мы принимаем эти решения, тем в большей степени наша практика становится осознанной практикой свободы.

 

Как я уже говорила, любопытны рассуждения о влиянии коврика на характер практики. Попробуйте позаниматься на разных поверхностях и внимательно прислушайтесь к себе – вы правда почувствуете разницу. И это действительно интересно!

Что же касается части о йога-пространстве, то тут, на мой взгляд, автор передергивает. По-моему, стремление не наступить на чужой коврик – совершенно естественно, это практически то же самое, что наступить на чью-то лежащую на полу одежду. Ведь это чья-то вещь, к тому же возникает вопрос личной гигиены. А вот то, что многие делают из коврика культ, долго и тщательно выбирая его в разных магазинах, становятся обладателями целой коллекции разнообразных ковров, лично мне кажется странным и непонятным. У меня всегда был только один коврик – а зачем больше? Нет, ну можно иметь один для дома, а другой для студии – чтобы не таскать его туда-сюда. А вот иметь отдельный коврик на каждый день недели, да еще перед практикой выбирать, на каком же из них заниматься сегодня… ну не знаю, лично мне это кажется абсурдом. Еще большим абсурдом кажутся мне отзывы, вроде, «этот коврик – лучший, он подарил мне незабываемые ощущения!..» Простите, вы о чем? Коврик дарит ощущения?? Я всегда думала, что ощущения дает практика… Ну, здесь каждый решает для себя.

Надо сказать, что коврик для меня, наверное, всегда был в большей степени инструментом, элементом удобства, добрым другом, помогающим сделать практику более комфортной. Многие говорят о том, что коврик для них наделен особой энергетикой. Для меня, скорее, энергетикой и настроением больше наполнено пространство, в котором я занимаюсь, а не поверхность подо мной. Дома я практикую всегда в одной и той же комнате, в другом месте мне не так комфортно. Объяснить это можно по-разному. С одной стороны, все же я уверена, что регулярная практика в одном и том же помещении чем-то наделяет его – особой атмосферой, настроением. С другой, думаю, дело и в особенностях человеческой нервной системы. Она привыкает (подсознательно, незаметно для нас) к окружающей обстановке, взгляд привыкает видеть вокруг определенные вещи – и это все тоже способствует концентрации и фокусировке. В незнакомом месте, вероятно, мозг, так или иначе, отвлекается на изучение нового пространства и становится сложнее сосредоточиться. Но это лишь мои собственные размышления, они вполне могут не соответствовать действительности.

А вот лучшие ощущения от практики, могу сказать, я получала, занимаясь на рассвете на берегу океана. Шум волн, пение птиц, первые проблески солнца…. – всё это создавало просто невероятный медитативный настрой и энергетику!.. И да, занималась я без коврика, и мне это совершенно не мешало 🙂

Добавить комментарий

